Гарантия на новый автомобиль: права и обязанности владельца

23.07.2010

Какими правами обладает владелец нового автомобиля, какими обязанностями обременен производитель (представитель, продавец) нового автомобиля, какими документами регламентируются их отношения? На наши вопросы отвечает заместитель председателя Общественного объединения “Защита потребителя” Сергей Федорец.

сергей федорец, зашита прав потребителя

- Какие документы регламентируют вопросы гарантии?

- Самый главный документ, регламентирующий правовые отношения в сфере приобретения нового автомобиля, следовательно, и правовые обязательства, это Закон Республики Беларусь “О защите прав потребителей”. Он регулирует как права потребителя, так и обязанности продавца. Оговорюсь сразу, что здесь в качестве потребителя мы рассматриваем физическое лицо. Само понятие “гарантийный срок” определяется законом; это срок, который устанавливает на товар производитель. Об этом делается соответствующее уведомление в письменном виде – в гарантийном талоне или сервисной книге, где прописано, на какой срок предоставляется гарантия.

 Даже если гарантийный срок истек, потребитель имеет право предъявлять претензии к продавцу

Но при этом допускается установление дополнительной гарантии непосредственно продавцом. Например, производитель дает один год, а продавец, желая привлечь покупателей, увеличивает этот срок до двух лет. Законом минимальный гарантийный срок не устанавливается. Но предусмотрено, что в течение двух лет, даже если гарантийный срок истек, потребитель имеет право предъявлять претензии к продавцу.

- Чем тогда отличается гарантия от такого права?

- Отличается только бременем доказывания. В течение гарантийного срока необходимость доказывания лежит на продавце: это он должен доказывать, что товар не бракованный. Если гарантия истекла, но два года не прошло, то это бремя возлагается на потребителя. То есть в этом случае экспертизу уже должен проводить потребитель – и доказывать, что дефект возник не по причине ненадлежащей эксплуатации, а в связи с браком.

- А если явный заводской брак был выявлен послед двухлетнего срока и по истечении гарантии?

В принципе, потребитель имеет право предъявлять претензии и по истечении двухлетнего срока. Но закон определяет категорию предприятий или юридических лиц, к которым он может обращаться по этому вопросу. Так, предусмотрено, что по истечении двухлетнего срока и гарантии, если имел место скрытый заводской брак, потребитель праве предъявлять претензии, но не к продавцу, а к изготовителю. Если нет сведений о том, где находится производитель, то следует обращаться к импортеру. Претензии можно предъявлять в течение срока службы товара, а если он не установлен, то в течение 10 лет после продажи.

- В случае с автомобилями гарантия составляет два или три года. Другое дело - ограниченная гарантия на ряд узлов. Как правило, это всего 6 или 12 месяцев…

- Эта информация должна быть указана в обязательном порядке. Понятно, что ту же магнитолу производит сторонний производитель, и срок гарантии на этот продукт может быть меньше, чем гарантия на сам автомобиль. Но право предъявление претензии по поводу недоброкачественного товара в течение двух лет после продажи действует и здесь.

- Если владелец автомобиля не соблюдает сроки ТО, или обслуживается не на фирменной станции, его снимают с гарантии. Насколько это правомерно? И может ли затем потребитель обратиться к продавцу с претензией?

- Может. В нормативных документах нет такого понятия, как “снятие с гарантии”. Это определяется непосредственно гарантийной программой завода-изготовителя или его представителями, которые определили такой порядок. Это право потребителя, воспользоваться гарантией или нет. Он может находиться на гарантийном обслуживании, но при этом обязан соблюдать определенные продавцом требования. А может и не находиться – и обслуживаться на другой организации.

Даже если автомобиль не обслуживается на фирменной станции, продавцу можно предъявлять претензии: в случае заводского брака он обязан устранить дефект бесплатно

Если же возникает какая-то проблема, не вызванная нарушением правил эксплуатации, то потребитель имеет право предъявлять претензии продавцу в течение двух лет. Но поскольку гарантийные обязательства в данном случае не действует, уже сам потребитель обязан доказать, что дефект возник в связи с продажей товара ненадлежащего качества.

- То есть, проще говоря, гарантия дает возможность потребителю максимально простым и удобным путем решать вопросы, связанные с приобретением недоброкачественного товара?

- Воспользовавшись гарантией, покупатель имеет право требования проведения той же самой экспертизы, когда возникает спор. То есть не он сам должен куда-то обращаться, проводить экспертизу, а настаивать, чтобы это сделал сам продавец.

- Как действовать, если произошел гарантийный случай?

- В случае обнаружения недостатков в товаре потребитель имеет право на предъявление претензий и определенных требований. Первоначально потребитель должен обратиться к продавцу и заявить о наличии неисправности. Это может быть заявка, заявление (желательно иметь копию обращения, чтобы потом можно было подтвердить факт обращения). В идеале, это когда станция соглашается, что случай гарантийный и проводит замену.

- А если инженер по гарантии вынес отрицательный вердикт, но владелец автомобиля с этим решением не согласен?

- В этом случае приходится констатировать, что возникает спор между потребителем и продавцом о причинах того или иного недостатка. Если автомобиль на гарантии, продавец обязан провести экспертизу качества данного товара. Для этого он должен обратиться в независимую экспертную организацию и получить на руки заключение. Если результаты экспертизы подтвердят, что причина поломки – заводской брак, то требования потребителя должны быть удовлетворены в максимально короткий срок, а расходы на экспертизу остаются на продавце. Если же экспертиза подтвердит правоту продавца, например, дефект возник из-за нарушений правил эксплуатации, то продавец может смело отказывать в удовлетворении требований покупателя, а также требовать возмещение расходов, связанных с проведением экспертизы. Если же гарантийный срок истек, но два года не прошли, либо дефект проявился после этого срока, то здесь потребитель должен сам заниматься проведением экспертизы, чтобы доказать, что имеет место заводской дефект и проданный ему товар был продан ненадлежащего качества.

Продолжение – в ближайшие дни на сайте www.domkrat.by.