Тестируем зимние шины R17 для кроссоверов. Часть первая: фрикционные (они же «скандинавы»)

03.11.2016

тесты зимних шин R17

В этом году команда белорусских автожурналистов снова отправилась в Финляндию, чтобы испытать новые (и не только) модели зимних шин для кроссоверов. Учитывая предназначение этих автомобилей, для сравнительного теста были подобраны 7 комплектов фрикционных шин «скандинавского» типа, а также 7 комплектов шипованных шин типоразмера 235/65 R17. В качестве автомобиля-носителя выступил кроссовер Mercedes-Benz GLC.

Для тестов были выбраны следующие модели фрикционных шин: Continental ContiVikingContact 6, Nokian Hakkapeliitta R2 SUV, Nexen Winguard Ice SUV WS5, Bridgestone Blizzak DM-V2, Goodyear UltraGrip Ice WRT, Maxxis Presa SUV Ice и Hankook DynaPro I*cept RW08. Результаты испытаний этих шин - в первой части нашего обзора.

Противостоят «суровым скандинавам» шипованные Vredestein ArcTrac SUV, Nokian Hakkapeliitta 8 SUV, Goodyear Ultra Grip Ice Arctic SUV 4×4, Continental IceContact 2 SUV, Nexen WinGuard WinSpike WS62, Michelin Latitude X-Ice North 2+ и Gislaved Nord Frost 100 SUV - их мы рассмотрим во второй части обзора, которая выйдет в ближайшее время.

Как и обычно, наши испытания состояли из двух этапов. Первый, зимний, прошёл в конце января 2016 года в суровых условиях зимнего испытательного полигона компании Nokian Tyres, расположенного в 260 км севернее Полярного круга близ города Ivalo в Лапландии. Второй, имитирующий оттепель, был проведен дождливой осенью этого года в юго-западной части Финляндии, схожей своим умеренным климатом с Беларусью. Традиционно для этого используется летний полигон компании, расположенный рядом с городом Nokia, где, собственно, и находится первый завод компании Nokian Tyres.

тесты зимних шин R17

Для всех видов шин зимний цикл испытаний включает в себя следующие тесты: ускорение и торможение на снегу, разгон и торможение на льду, а также оценку управляемости на скоростной снежной трассе и скоростной ледяной трассе (поведение шин и особенности управляемости в предельных режимах). Кроме этого проводится оценка поперечных сцепных свойств на льду.

Все результаты заездов измеряются высокоточным прибором Racelogic V-box, погрешность которого, в отличие от обычных GPS-приёмников, составляет всего лишь несколько десятков сантиметров.

тесты зимних шин R17

На летнем полигоне в Nokia проводят тесты шин на сухом и мокром асфальте, что позволяет имитировать оттепель и межсезонье, во время которых автомобилям приходится двигаться по различным видам покрытия. На сухом асфальте оценивается тормозной путь, на мокром - тормозной путь и управляемость. Торможение на мокром асфальте проводится на специальном, постоянно орошаемом участке дороги. Кроме этого, имеется спецучасток, где все покрышки проходят испытания на сопротивление аквапланированию на мокром асфальте. Однако решающая роль в испытаниях отводится тестам на торможение: в итоговой сводной таблице баллы за них умножаются на 2. И это неспроста – оценки безопасности шины приоритетны над её прочими характеристиками!

Часть 1. «Скандинавы»

тесты зимних шин R17

Напомним, что зимние шины «скандинавского» типа рассчитаны на низкие температуры и экстремальные условия эксплуатации и, в первую очередь, предназначены для движения по укатанному снегу и льду. А вот на очищенном от снега асфальте они несколько уступают зимним покрышкам «европейского типа», предназначенным для более мягкого климата.

Как уже говорилось, для теста фрикционных шин «скандинавского» типа были выбраны 7 ходовых моделей покрышек, предлагаемых на рынке РБ. Достаточно «свежие» модели шин производства Continental, Bridgestone, Nexen и Goodyear мы сравнили с уже не первый год производящимися покрышками марок Nokian, Hankook и Maxxis.

Чтобы соблюсти абсолютно равные условия испытаний для всех участвующих шин во время проведения их сравнительных тестов, используется метод контроля по «базовой» или т.н. «референтной шине» («control tyre» или «reference tyre»). Суть его в том, что выбирается покрышка-референт (неважно какая, премиальная или дешевая), которая становится «точкой отсчета» для оценки повторяемости результата. Референтный комплект устанавливается на машину в начале, конце и в середине каждой серии испытаний. Если при этом его результаты изменились более чем на 3-5%, то проведенное испытание считается некорректным, и данный тест приходится переделывать заново. Получить корректные по «вилке разброса значений» результаты возможно лишь в идеальных условиях шинного полигона, когда после испытаний каждого комплекта резины покрытия, используемые для теста, восстанавливаются до исходного состояния.

тесты зимних шин R17

На практике это выглядит так: в случаях, когда испытания проходят на льду, в то время, пока автомобиль-носитель отправляется в бокс «переобувать» очередной комплект шин, на тестовую трассу выходит обслуживающий тягач. Он буксирует специальный прицеп с шипованными шинами, установленными под небольшим углом относительно направления движения. За 5 проходов тягач нарезает специальную "сетку" на тестовом ледовом круге. Т.о. ледяное покрытие приобретает первоначальный вид для испытания следующего комплекта шин.

тесты зимних шин R17

Специальным образом восстанавливается после тестов и снежное покрытие. Гусеничный трактор-ратрак проезжает по трассе, взрыхляя снег на определенную глубину, а затем сразу же утрамбовывая его. Тем самым перед каждым заездом удается воссоздать абсолютно идентичную трассу, чтобы все тестируемые шины находились в одинаковых условиях.

Впрочем, какими бы идеальными не были условия для тестов на полигоне, и они подвержены влиянию погоды. Например, даже колебания температуры воздуха в течение дня или внезапно выглянувшее солнышко, способны повлиять на достоверность результатов проводимых испытаний. И тут использование «референтного» комплекта позволяет контролировать изменение погодных условий и состояние покрытия испытательной трассы. Так, по результатам, показываемым «базовой шиной», контролируется достоверность теста - как только погрешность выходит за вышеуказанные границы, испытания останавливаются как некорректные. И возобновляются только при более стабильной погоде.

тесты зимних шин R17

Наиболее подвержены воздействию погодных факторов ледовые дисциплины. Учитывая это, компания Nokian Tyres построила на своём полигоне 700-метровый ангар с ледяным покрытием. Температура внутри него всегда стабильна, а потому результаты заездов с торможением на льду повторяемы практически на 100%.

Тесты на льду

тесты зимних шин R17

Тестовые комплекты шин были испытаны на льду в трёх упражнениях. Температура воздуха во время тестов была стабильной и составляла -10/-8С°. Торможение на льду выполнялось со скорости 34 км/ч. В этой дисциплине отлично показали себя покрышки Nokian, Hankook и Bridgestone. Однако, разница показателей последних 2-х шин и лидера составила 0,9 и 1,24 м соответственно. Новинки от Continental и Nexen продемонстрировали достаточно средние результаты. Хуже всех выступили Goodyear и китайский Maxxis. А вообще, разброс результатов в торможении на льду оказался довольно значительным – около 3,5 м.

тест зимних фрикционных

В ускорении на льду с 5 до 34 км/ч расстановка сил почти не изменилась, но разница результатов между лучшей и худшей покрышками оказалась гораздо больше. Быстрее всего Mercedes разгонялся на шинах Nokian и Hankook. Хуже всего автомобиль набирал скорость после «переобувки» в Goodyear и Maxxis.

тест зимних фрикционных

тесты зимних шин R17

При оценке поперечного сцепления на льду (автомобиль двигался по ледяному кругу, достигая максимальной скорости движения) фаворит остался прежним - вновь лидировали покрышки Nokian, причём с заметным отрывом – разница с шинами Continental, пришедшими вторыми, составила 0,8 с. Комплекты резины Hankook и Bridgestone шли «плотнячком» за лидерами и тоже показали себя неплохо. В аутсайдеры опять попали Goodyear и Maxxis.

тест зимних фрикционных

тесты зимних шин R17

На извилистой ледяной трассе при оценке управляемости весомую конкуренцию шинам Nokian не составил никто – разница с лидером, у пришедших вторыми, покрышек Continental, составила почти целых 3 с! За ними опять «паровозиком» пришли Hankook и Bridgestone. А вот шины Goodyear и Maxxis и вовсе провалили это испытание – на этих комплектах резины автомобиль проехал одинаково нестабильно. Отставание от лидера в лучшем случае составило +9 секунд. Причём, в этой дисциплине Goodyear «умудрился» проиграть «китайцу», по итогу заняв в общем рейтинге последнюю строку!

тест зимних фрикционных

Снежные дисциплины

На снегу комплекты фрикционных шин приняли участие в трех упражнениях: торможение, способность ускоряться на специальной трассе, идущей в гору. Также была дана оценка безопасности управления на извилистой снежной трассе. Во всех случаях снег на испытательных трассах был максимально спрессован ратраками до состояния укатанной дороги. Температура воздуха и снега во время тестов также составляла -10/-8С°.

тесты зимних шин R17

Как и предполагалось, снежное покрытие оказалось «по зубам» зимним шинам «скандинавского» типа – разница между лучшей и худшей покрышкой в разгоне и торможении (оценка продольного сцепления) на снегу невелика – около 4-5%. Так, большинство покрышек из тестовой группы отлично замедляет автомобиль на снегу при торможении с 30 км/ч. В лидерах Hankook и Nokian, причём первый даже чуть-чуть «объехал» именитого "финна"! Интересно, что практически такой результат, как у Nokian, продемонстрировали Bridgestone и китайский Maxxis. Компанию покрышкам Goodyear в группе аутсайдеров на этот раз составили шины Nexen.

тест зимних фрикционных

тесты зимних шин R17

В разгоне на снегу с 5 до 30 км/ч в лидерах оказались те же Hankook и Nokian, да и разброс результатов между лучшей и худшей покрышками оказался столь же небольшим – порядка 5%. Пару, неизменно занимающим нижнюю графу рейтинга шинам Goodyear, неожиданно составил Continental.

тест зимних фрикционных

тесты зимних шин R17

В самом скоростном из зимних испытаний – езде по длинной извилистой снежной трассе оценки управляемости на снегу (тестирование продольных и поперечных сцепных свойств шин), вполне ожидаемо лидером стал всё тот же Nokian. Второе место с одинаковым результатом разделили между собой Continental и Hankook. Ну, а комплект Goodyear и тут провалил тест – последний результат в группе с отставанием от лидера аж на 3,4 с!

тест зимних фрикционных

Асфальт

В отличие от «еврозимы», большую часть своей «жизни» фрикционные шины «скандинавского» типа всё же призваны проводить на заснеженном покрытии. А потому, их испытания на асфальтовом полотне мы провели по укороченной программе – управляемость на мокрой трассе, а также торможение на мокром и сухом асфальте.

 

тесты зимних шин R17

В торможении на мокром асфальте наконец-то проявили себя шины Goodyear – с лучшим результатом они возглавили «табель о рангах». Впрочем, это было предсказуемо – по нашему опыту, за редким исключением, шины провально выступающие в зимних дисциплинах, обычно показывают хорошие результаты на асфальте. До этого державшиеся в лидерах покрышки Nokian, стали третьими. В аутсайдерах – шины Nexen, тормозившие на целых 5 метров хуже лидера!

тест зимних фрикционных

тесты зимних шин R17

Управляемость на мокрой трассе – номинация, в которой обычно неплохо выступают фрикционные зимние шины «европейского» типа. (Их производители специально «оттачивают» поведение своих моделей в таких условиях движения). Что касается «скандинавов», то в этом испытании они обычно показывают средние результаты. Первое место по результатам данного теста у шин Continental, державшихся «середнячком» в зимних дисциплинах. Компанию им (с разницей 0,1 с) составили покрышки Continental, а третье место снова у Nokian. Замыкают список шины Hankook, хорошо выступавшие на зимнем полигоне. Впрочем, и это не стало сенсацией – создать зимнюю шину, демонстрирующую в тестах одинаково ровные показатели и на снегу, и на асфальте, достаточно сложно.

тест зимних фрикционных

тесты зимних шин R17

В торможении на сухом асфальте наименьший тормозной путь зафиксирован на шинах Nokian, до этого державшихся в середине «осенних» тестов. Шины Hankook и Continental не сдали «осенний экзамен» по данному предмету, показав наихудший результат в группе. Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что этот худший результат всего на 5% отличается от лучшего, продемонстрированного покрышками Nokian.

тест зимних фрикционных

Это значит, что зимние шины «скандинавского» типа не обеспечивают должного уровня безопасности на сухом асфальте. При экстренном торможении на таком покрытии они буквально «плывут», демонстрируя длинный тормозной путь. При резких маневрах мягкий протектор «скандинавских» шин быстро истирается, особенно разрушается плечевая зона. Конструкция и состав резиновой смеси шин этого типа специально разрабатываются для работы на снегу и льду!

Настоятельно не рекомендуем эксплуатировать «скандинавские» фрикционные шины летом!

Сопротивление качению

Оценка легкости качения производилась на специальном стенде с металлическим барабаном. У шипованных шин для проведения этого теста специально извлекают шипы. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 7 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 70 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению. Самый низкий коэффициент сопротивления качению у зимних шин Nokian и Continental. Самый высокий – у Goodyear и Bridgestone.

тест зимних фрикционных

Сводная таблица результатов (нажмите на картинку, чтобы открыть в полном размере)

1 место (1420 баллов) - Nokian Hakkapeliitta R2 SUV

Nokian Hakkapeliitta R2 SUV

Индекс нагрузки    108 R
Глубина протектора, мм    9 мм
Вес шины    13,1 кг
Страна изготовления    Финляндия
Минимальная цена 378 бел.руб.

Покрышки с выдающимися сцепными свойствами на обоих типах зимних поверхностей. Обеспечивают отличное сцепление с дорогой и высокий уровень безопасности управления, как на укатанном снегу, так и на льду. Не сдают своих позиций и на асфальте, в целом показывая достаточно сбалансированные характеристики на этом типе покрытия, тем самым обеспечивая высокий уровень безопасности. А ещё – это самая лёгкая по весу покрышка в группе. Из «минусов» – самая высокая цена.

2 место (1371 балл) - Hankook DynaPro I*cept RW08

Hankook DynaPro I*cept RW08

Индекс нагрузки    104 Q
Глубина протектора, мм    9,3 мм
Вес шины    14,9 кг
Страна изготовления    Корея
Минимальная цена 193 бел.руб.

Шины с высокими сцепными свойствами на льду и снегу. Обеспечивают высокий уровень безопасности управления на зимних типах поверхностей. Однако уровень сцепления на мокром асфальте и безопасность управления автомобилем низкие. В актив можно записать достаточно привлекательную цену.

3 место (1365 баллов) - Continental ContiVikingContact 6

Continental ContiVikingContact 6

Индекс нагрузки    108 T
Глубина протектора, мм    8,5 мм
Вес шины    15,4 кг
Страна изготовления    Германия
Минимальная цена 342 бел.руб.

Эти покрышки, прямо скажем, на снегу не блещут – они продемонстрировали длинный тормозной путь и весьма средний уровень сцепления с покрытием. Соответственно - невысокий уровень безопасности при маневрировании на снегу. Несколько лучше дело обстоит на льду, где шины показывают хороший уровень сцепления с дорогой и чуть больший уровень безопасности. Неоднозначны и показатели в «асфальтовых дисциплинах»: высокий уровень безопасности на мокром асфальте, но низкий – на сухом. Из «минусов» – высокая цена.

4 место (1348 баллов) - Bridgestone Blizzak DM-V2

Bridgestone Blizzak DM-V2

Индекс нагрузки    108 S
Глубина протектора, мм    10 мм
Вес шины    15 кг
Страна изготовления    Япония
Минимальная цена 240 бел.руб.

«Середнячок» - зимние шины с достаточно сбалансированными, но весьма усреднёнными характеристиками. Средний уровень сцепления на всех типах покрытия и такой же уровень безопасности при маневрировании на льду, снегу и асфальте. Отличились коротким тормозным путём на сухом асфальте.

5 место (1320 баллов) - Goodyear UltraGrip Ice WRT

Goodyear UltraGrip Ice WRT

Индекс нагрузки    104 S
Глубина протектора, мм    10,3 мм
Вес шины    14,9 кг
Страна изготовления    США
Минимальная цена 215 бел.руб.

Эти покрышки продемонстрировали неожиданно низкий уровень сцепления с покрытием на льду и снегу, а также посредственный уровень безопасности при маневрировании на обоих типах покрытия. При этом шины оказались хороши на асфальте, особенно на мокром. Из «минусов» - высокий уровень сопротивления качению.

6 место (1315 баллов) - Nexen Winguard Ice SUV WS5

Nexen Winguard Ice SUV WS5

Индекс нагрузки    108 Q
Глубина протектора, мм    9,1 мм
Вес шины    13,4 кг
Страна изготовления    Корея
Минимальная цена 172 бел.руб.

Покрышки с низким уровнем сцепления на льду, снегу и асфальте. Низкий уровень безопасности при маневрировании на обоих типах зимнего покрытия. Небезопасные характеристики на мокром асфальте. В актив можно записать только самую низкую цену.

7 место (1309 баллов) - Maxxis Presa SUV Ice

Maxxis Presa SUV Ice

Индекс нагрузки    108 Q
Глубина протектора, мм    10,5 мм
Вес шины    14,9 кг
Страна изготовления    Китай
Минимальная цена 230 бел.руб.   

Эти шины очень похожи на предыдущие – такой же низкий уровень сцепления на льду, снегу и асфальте. Низкий уровень безопасности при маневрировании на зимней дороге. Небезопасные характеристики на мокром асфальте. Из «плюсов» только самый глубокий протектор и достаточно привлекательная цена.

Егор Алесин, фото Евгения Дударева и Павла Мурашко