Как белорусские журналисты проводят тесты шин? Развенчиваем мифы!

13.01.2016

Тесты шин, которые проводят журналисты, нередко вызывают вопросы по методике испытаний и, порой, сомнения в их объективности. Егор Алесин, участвующий в составе команды белорусских журналистов в ежегодных испытаниях зимних шин на финском полигоне Nokian Tyres, в подробностях рассказывает о методике испытаний и развенчивает мифы.

Практически каждый год ведущие мировые производители шин представляют потребителям новые модели своих покрышек. Чтобы облегчить проблему выбора для рядовых автолюбителей и определить шины с лучшими характеристиками, журналисты ведущих европейских автомобильных изданий ежегодно проводят потребительские сравнительные тесты летних и зимних шин, испытывая как новинки рынка, так и модели, успешно продающиеся уже несколько лет.

Эти тесты не отвечают на вопросы «сколько лет прослужит шина?» или «хорошо ли она отбалансируется?» Главная цель тестов - определить, насколько безопасно управляется автомобиль, "обутый" в те или иные покрышки. В программу испытаний входит измерение длины тормозного пути, оценка устойчивости и управляемости, обеспечиваемых шинами при управлении автомобилем в различных дорожных условиях. Во всех тестах шины доводят до предела их сцепных свойств и измеряют этот предел.

Всё это позволяет спрогнозировать, чего ждать от той или иной покрышки в экстремальной ситуации... Ведь шины – это единственное, что связывает автомобиль с дорогой!

Начиная с 2009 года команда белорусских автожурналистов также получила возможность проводить собственные тесты зимних шин наряду с немецким клубом автолюбителей ADAC и такими авторитетными автомобильными изданиями, как «Авторевю», «За рулем», «Автоцентр», «AUTOBILD» и «Auto, Motor und Sport».

Следующее видео - лучше всяких слов:

Зимний этап проходит в суровых условиях собственного испытательного полигона концерна Nokian Tyres, расположенного в 260 км севернее Полярного круга в Лапландии близ города Ivalo (Финляндия). В отличие от конкурентов, которые берут полигоны в аренду и вынуждены проводить весь цикл зимних испытаний всего за несколько недель, компания Nokian Tyres имеет возможность проводить тесты зимних шин шесть месяцев в году - с ноября по апрель.

Полигон «Белый ад» («White Hell») был основан компанией в 1986 году для того чтобы тестировать шины в суровых арктических условиях. И его название не случайно перекликается с прозвищем «Зеленый ад» (Grüne Hölle) гоночной трассы Нюрбургринг (Nürburgring) – сложных для пилотов трасс в этом мире леденящего холода, снега и льда предостаточно.

На сегодняшний день «Белый ад» - это 700 га испытательного полигона расположенного на озере Инариярви (третье по величине озере Финляндии) и соседствующих мелких озерах и болотах, промерзающих зимой до метра вглубь. Для тестирования шин предназначены более 20 различных трасс общей протяженностью свыше 100 км, проложенных по льду, насту и рыхлому снегу на сопках.

Кто и как выбирает шины для сравнительного теста?

Перед тем, как отправиться в Финляндию на полигон, журналисты тестовой команды из РБ совместно с представительством Nokian Tyres заранее определяют список моделей шин, которые будут участвовать в тестах. В компанию к одной из шин Nokian отбираются модели шин конкурирующих производителей, которые официально представлены на белорусском рынке. В последние годы в тестах принимают участие и отечественные шины от "Белшины".

Модели шин могут быть разделены на группы: к примеру, по типу ("еврозима", "скандинавские", "шипованные", "фрикционные") и по стоимости ("премиум" или "бюджет"). Естественно, учитывается наличие той или иной модели шин в определенном типоразмере, который также определяется исходя из предпочтений белорусских автолюбителей. Затем представительство Nokian Tyres закупает в Беларуси комплекты шин всех моделей, отобранных для теста, и отправляет в Финляндию курьерской службой доставки. Таким образом, когда журналисты прибывают на полигон, все шины уже "обуты" на диски и отбалансированы - остается только "переобувать" автомобиль в специальном боксе, который зарезервирован для нашей команды. В которую, кстати, входят опытные и профессиональные журналисты с многолетним водительским стажем: Павел Козловский из "Автобизнеса", Евгений Дударев из "Autobild Беларусь", Павел Мурашко и автор данного материала Егор Алесин.

Методика испытаний

Фактически испытания зимних покрышек включают в себя два теста – зимний и осенний.

Зимняя часть включает в себя следующие испытания: ускорение и торможение на снегу (25-5 км/ч) ускорение и торможение на льду (со скорости 25 км/ч до 5 км/ч); оценка поперечного сцепления на льду, управляемость на льду, подъем на холм (оценивает цепкость шин в продольном и поперечном направлениях).

Кроме того, обязательно и прохождение скоростной трассы субъективной оценки управляемости на снегу (поведение шин и особенности управляемости в предельных режимах).

Осенний этап имитирует оттепель (температура -1+7°С) и проходит на полигоне рядом с городом Nokia, где, собственно, и находится первый завод компании Nokian Tyres.

На полигоне в Nokia проводят тесты шин на сухом и мокром асфальте, поскольку во время оттепели автомобилям приходится двигаться и по тому, и по иному видам покрытия. На сухом асфальте оценивается тормозной путь, на мокром - тормозной путь и управляемость. Торможение на мокром асфальте проводится на специально орошаемом участке дороги. При этом вода полностью покрывает поверхность асфальта ровным слоем толщиной 3 мм (что соответствует состоянию дорожного покрытия в обильный ливень). На отдельном участке все шины проходят испытания на сопротивление аквапланированию на мокром асфальте. Также, в межсезонье проводятся испытания на аквапланирование на 35-миллиметровом слое снежной шуги.

Каким образом достигается точность и систематичность при испытаниях шин?

Суть любых потребительских сравнительных тестов шин состоит в том, чтобы провести испытания всех комплектов покрышек в абсолютно одинаковых условиях.

Поэтому сравнительные тесты шин проводятся по методике, закрепленной Правилом №117 ЕЭК ООН. Суть его в том, что для соблюдения абсолютно одинаковых условий во время проведения сравнительных испытаний шин используется метод контроля по «базовой» или т.н. «референтной шине» («control tyre» или «reference tyre»). При этом комплект «базовых шин» не участвует в общем зачете. Он устанавливается на машину в начале, конце и несколько раз в середине каждого из тестов. Например, порядок установки шин для одного испытания может быть таким: 1Б, 2, 3, 4, 1Б, 5, 6, 7, 1Б, 8, 9, 10, 1Б (где, 1Б – «базовая шина», 2, 3 и т.д. – тестовые комплекты шин).

Правилом №117 ЕЭК ООН допускается разброс результатов (стандартное отклонение / «standart deviation») в результатах «базовых шин» не более 3-5%. Такое возможно лишь в идеальных условиях шинного полигона, когда после испытаний каждого комплекта шин используемые для теста покрытия восстанавливаются до исходного состояния.

На практике это выглядит так: в случаях, когда испытания проходят на льду, после каждого заезда по тестовой трассе проходит тягач со специальным прицепом, имеющим целый ряд-валик из шипованых шин, установленных под небольшим углом относительно направления движения. За 5 проходов такая спецтехника нарезает специальную "сетку" на тестовом ледовом круге. И, как сказано выше, эта "сетка" восстанавливается после испытания каждого комплекта шин!

Специальным образом восстанавливается после тестов и снежное покрытие. Трактор-ратрак на резиновых гусеницах проезжает по трассе, взрыхляя снег на определенную глубину, а затем сразу же утрамбовывая его. Это позволяет получить абсолютно идентичную трассу перед каждым заездом, чтобы все тестируемые шины, независимо от порядка их "старта", находились в одинаковых условиях.

Впрочем, какими бы идеальными не были условия для тестов на полигоне, и они подвержены влиянию погоды. Например, при -35°С все зимние шины становятся одинаково "дубовыми". А такие температуры в феврале в Лапландии отнюдь не редкость…

Использование «референтного» комплекта позволяет контролировать изменение погодных условий и состояния покрытия испытательной площадки. Именно по результатам, показываемым «базовой шиной», контролируется состояние испытательного участка - как только погрешность выходит за вышеуказанные границы, испытание останавливается, как некорректное. А возобновляется тестирование при более стабильной погоде.

Впрочем, даже колебания температуры воздуха в течение дня или внезапно выглянувшее солнышко способны повлиять на достоверность результатов проводимых испытаний. Наиболее подвержены воздействию погодных факторов ледовые дисциплины. Учитывая это, компания Nokian Tyres построила на своём полигоне ангар с ледяным покрытием. Температура внутри него всегда стабильна, а потому результаты заездов с торможением на льду повторяемы практически на 100%.

При осенних испытаниях на полигоне близ городка Nokia влияние климата на тесты практически нивелируется - перепады температуры в юго-западной Финляндии не столь существенны, да и используемое асфальтовое покрытие не требует постоянного ухода.

Все результаты заездов измеряются высокоточным прибором Racelogic V-box, погрешность которого в отличие от обычных GPS-приёмников составляет всего лишь несколько десятков сантиметров.

Однако, свои тонкости есть и здесь - по методике, чтобы избежать сильного износа покрышек, в первую очередь проводятся испытания на мокром асфальте. Для этого на полигоне созданы все условия: имеется несколько участков с постоянным орошением покрытия, где можно проводить оценку управляемости (две большие "восьмерки" с поворотами разной степени крутизны), также имеются большой круг для оценки поперечных сцепных свойств и длинный прямик для торможения. Рядом заполненный водой желоб, в котором оценивается сопротивление шин аквапланированию. И только после этих испытаний начинается цикл "сухих" тестов – торможение и оценка управляемости на асфальте.

Отдельным пунктом в серии тестовых дисциплин является испытание шин на сопротивление качению. Для оценки легкости качения используется специальный стенд с металлическим барабаном. У шипованных шин для проведения этого теста необходимо демонтировать шипы. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 7 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 70 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению.

Таким образом, испытывая шины на зимнем и осеннем полигонах, можно спрогнозировать, как они поведут себя на льду, на снегу, на мокром и сухом асфальте. Т.е. на всех типах покрытий, встречающихся белорусской зимой…

Автор: Егор Алесин

Фото: Евгений Дударев, Павел Мурашко, Павел Козловский

P.S. Если у вас есть вопросы к автору материала на тему испытаний шин - задавайте их в комментариях!