Тестируем зимние шины для холодного сезона 2015/2016 года. Часть вторая: "Белшина" Бел-317 Artmotion Snow против бюджетных "скандинавов"

30.12.2015

Продолжаем делиться результатами тестов зимних шин для сезона 2015/2016 года. В первой части обзора были представлены зимние шины типа "еврозима", которые больше подходят для городских условий, а во второй части мы знакомим вас с  зимними шинами "скандинавского" типа, которые рассчитаны на более суровые условия эксплуатации. Для теста «скандинавских» зимних шин были выбраны 5 ходовых «бюджетных» моделей покрышек, предлагаемых на рынке РБ. Компанию отечественной «Белшине» Бел-317 из долгожданного нового семейства «Artmotion Snow» составили Nordman RS («вторая линия» шин компании Nokian) и украинские Premiorri Via Maggiore. Также в тестовый пул вошли Barum Polaris 3 (бренд Barum принадлежит немецкому концерну Continental AG) и российский Cordiant Winter Drive.

Вне зачёта была испытана и летняя шина одного из производителей, принимавшего участие в тесте - чтобы наглядно продемонстрировать разницу в поведении и безопасности зимних и летних шин зимой. Потому что в условиях нынешнего экономического кризиса у ряда отечественных автолюбителей возникает соблазн не «переобувать» машину, а пережить грядущую зиму на летних шинах. Кроме того, есть особая когорта автолюбителей глубоко уверенных, что все эти сезонные «переобувания» опытному водителю попросту не нужны...

Озеро. Лёд. Мороз

Программа испытаний для «скандинавской» резины ничем не отличается от испытаний «еврозимы». Поэтому и тестовые комплекты «бюджетных» шин были испытаны на льду в трех упражнениях: торможение, ледяной круг и управляемость. Температура воздуха и льда во время тестов составляла -10/-7С°.

В торможении на льду отлично показали себя покрышки Nordman RS от Nokian и новые Cordiant Winter Drive. А вот «Белшина» Artmotion Snow провалила испытания, заняв последнее место, – её тормозной путь оказался на 25% длиннее, чем у лидера!
Как говорят в Одессе - «это две больших разницы»: тормозной путь Nordman RS составил 11,09 м, «Белшины» Artmotion Snow - 14,77 м, а летняя шина вообще «выдала» аж целых 15,6 м! Если уж при торможении с 25 км/ч получились такие результаты, то, что будет при торможении с 50, 60 или 90 км/ч?

В оценке поперечного сцепления на льду (автомобиль двигался по ледяному кругу, достигая максимальной скорости движения) лидеры остались прежними - вновь лидировали покрышки Nordman RS и Cordiant Winter Drive. «Белшина» смогла реабилитироваться и подтянуться к лидерам, заняв третье место в классе. В аутсайдерах – Premiorri Via Maggiore. Последний результат, вполне ожидаемо, показала летняя шина - скорость движения на ней в этом тесте оказалась на треть меньше чем у лидера, да и управлять автомобилем было очень сложно.

Более точно об управляемости автомобилем на льду на тех или иных шинах можно судить по результатам заездов по извилистой ледяной трассе. Вновь лучшие результаты у покрышек Nordman RS (I место) и Cordiant Winter Drive (II место). «Белшина» и в этой дисциплине выступила неплохо, вновь заняв третье место совсем с небольшим отставанием от Cordiant Winter Drive.

Снег

Комплекты «скандинавских» фрикционных шин были испытаны на снегу в трех упражнениях: торможение, «подъём на холм» (способность ускоряться на специальной трассе, идущей в гору), а также оценивалась безопасность управления на извилистой снежной трассе. Во всех случаях снег на испытательных трассах был максимально спрессован ратраками до состояния укатанной дороги. Температура воздуха и снега во время тестов составляла -9/-7С°.

Как и ожидалось, на снежном покрытии «скандинавские» зимние шины оказались в своей стихии - большинство покрышек из тестовой группы отлично тормозит на снегу. Маленькую победу отпраздновала отечественная «Белшина», обеспечив наименьший тормозной путь на снегу и «объехав» Nordman RS от Nokian! Впрочем, надо отметить, что разброс результатов в этом упражнении в общем-то невелик – все шины уложились в предел 0,76 метра (или около 9%). Летняя шина, как и ожидалось, провалила тест, добавив к тормозному пути лидера аж 3,27 метра (хуже почти на 30%).

Результаты, показанные шинами в дисциплине «подъём на холм» (специальная снежная трасса, ведущая в гору, на которой оцениваются продольные и поперечные сцепные свойства шин) оказались весьма показательными. Golf, обутый в летние покрышки, попросту не смог подняться в гору (прочерк в итоговой таблице). Зато зимние шины в целом хорошо показали себя в этом испытании, продемонстрировав достаточно близкие результаты. Так, лучшее время у Cordiant Winter Drive. Второе место разделили между собой модели Nokian и Barum. Плотно, всего лишь с 0,2-секундным отрывом, за ними следует «Белшина». В аутсайдерах – Premiorri Via Maggiore с отставанием от лидера на 3,3 секунды.

Особое внимание на тестах уделяется оценке управляемости шин. Одно дело, если недостаточное сцепление покрышек с поверхностью и развивающаяся вследствие это повышенная склонность автомобиля к сносу заканчиваются вылетом в глубокий сугроб, как на фото, на тестовой трассе полигона. В другом случае, в реальной жизни, автомобиль может вынести на встречную полосу движения...

Именно поэтому тест шин с оценкой их управляемости должен дать ответ на вопрос, как поведет себя автомобиль на выбранных покрышках на укатанном снегу, льду или асфальте.

Тест оценки управляемости на снегу летние шины с треском провалили - просто добраться до финиша на них уже стало сверхзадачей. Ехать приходилось очень медленно и буквально «на ощупь». Ещё один сюрприз от «Белшины» – отечественные шины Artmotion Snow выступили очень неплохо. Они позволили автомобилю достаточно уверенно разгоняться и тормозить, хотя в поворотах на них было довольно «скользко», что заставляло снижать скорость прохождения изгибов трассы. Лучшее время и самую безопасную управляемость на снегу продемонстрировали покрышки Nokian Nordman RS.

Асфальт

Один из важных параметров для зимней шины – это скорость начала аквапланирования на снежной шуге (талом снегу). Ведь такой тип покрытия – весьма распространённое явление в межсезонье в регионах с умеренным климатом. Специально для этого теста снег собирают и хранят, а когда температура воздуха поднимается до +7С°, его полосой выкладывают на отдельном участке асфальта. Глубина такого слоя шуги составляет 35 мм. Разгоняясь, автомобиль начинает движение по шуге. Электроника по каналам ABS считывает скорость, при которой начинается пробуксовка колёс.

Дольше всего «всплытию» сопротивлялись летние шины. Хорошие результаты показали зимние шины Barum и Nokian Nordman RS, а худшими среди зимних шин оказались покрышки Cordiant.

Торможение на мокром асфальте проводится на специально орошаемом участке дороги. При этом вода полностью покрывает поверхность асфальта ровным слоем толщиной 3 мм (что соответствует состоянию дорожного покрытия в обильный ливень). В этой дисциплине ожидаемо хорошо выступили летние шины, показав лучший результат. Наименьший тормозной путь среди зимних покрышек обеспечили шины Barum. А вот демонстрировавшие неплохие показатели на льду и снегу покрышки Cordiant и «Белшина» с результатом больше 40 метров оказались в самом конце списка. При этом разница показателя белорусских Artmotion Snow с результатом шин Barum составила почти 10 метров! В реальной жизни это очень и очень много…

 

Оценка управляемости на мокром асфальте показывает, насколько удобно и безопасно управляется автомобиль на мокрой трассе. Кроме времени прохождения круга также учитывается и субъективная оценка пилота. Выдающийся результат показали покрышки Barum, проиграв летним летним шинам всего 0,3 секунды. Nordman RS хоть и отстали по времени от Barum на 4,4 секунды, но позволяли уверенно пилотировать автомобиль на грани сцепных свойств. Остальные покрышки выступили гораздо слабее.

В явных аутсайдерах – «Белшина» и Cordiant. Поведение автомобиля на этих шинах нельзя назвать ни безопасным, ни стабильным. Причина этого – продемонстрированная шинами-аутсайдерами целая серия сносов и заносов, сменяющих друг друга и не позволяющих быстро ехать.

В торможении на сухом асфальте опять ожидаемо хорошо показали себя летние шины. Наименьший тормозной путь среди зимних шин зафиксирован на покрышках Barum. В этой дисциплине они уступили летней резине 6,41 метра. Остальные шины выступили немногим хуже, чего не скажешь о покрышках «Белшина» и Cordiant, которые, опять оказавшись в аутсайдерах, окончательно провалили осеннюю «сессию».

Сопротивление качению

Оценка легкости качения производилась на специальном стенде с металлическим барабаном. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 7 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 70 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению. Самый низкий коэффициент сопротивления качению у зимних шин Nokian и Barum, самый высокий – у «Белшины».

Место 1    Nokian Nordman RS   

Индекс нагрузки    94 R XL       
Твердость резины по Шору*    59       
Глубина протектора, мм    8,9       
Страна изготовления    Россия       
Минимальная цена    970.000

Шины с достаточно сбалансированными характеристиками. Как и подобает "скандинавам", хороши на льду и снегу. А вот при эксплуатации в городе (мокрый и сухой чистый асфальт) следует держать дистанцию (длинный тормозной путь!) и не превышать скорость в поворотах. Эти покрышки обладают наименьшим сопротивлением качению.           

Место 2    Barum    Polaris 3

Индекс нагрузки    91 H       
Твердость резины по Шору*    67       
Глубина протектора, мм    8,6       
Страна изготовления    Чехия       
Минимальная цена    1.270.000       

В принципе, сбалансированные шины, но больше подходят для эксплуатации в городе и на очищенных дорогах.            
Весьма неубедительны на льду, да и на снегу продемонстрировали средние результаты. Зато обеспечивают высокий уровень сцепления на мокром и сухом асфальте. Обладают хорошей устойчивостью к аквапланированию на снежной шуге. Из "минусов" - "премиумная" цена.

Место 3    Cordiant    Winter Drive

Индекс нагрузки    94 T       
Твердость резины по Шору*    61       
Глубина протектора, мм    8,6       
Страна изготовления    Россия       
Минимальная цена    640.000

Как и положено "скандинавам", покрышки Cordiant Winter Drive отлично держат на льду и снегу, обеспечивая хорошую безопасность при загородной езде. А вот асфальтовые дисциплины эти шины с треском проваливают. Тормозной путь и управляемость на асфальте  –  неудовлетворительные.           

Место 4    Premiorri    Via Maggiore 

Индекс нагрузки    91 T       
Твердость резины по Шору*    66       
Глубина протектора, мм    8,5       
Страна изготовления    Украина       
Минимальная цена    640.000       

Агрессивный протектор украинских шин, как оказалось, весьма слабо показал себя на зимних поверхностях. Сцепление на льду, тормозной путь и управляемость на снегу  –  слабые места этих шин. Да и на асфальте покрышки Premiorri показали результаты ниже средних.

Место 5    Белшина       Бел-317  Artmotion Snow      

Идекс нагрузки    91 T       
Твердость резины по Шору*    65       
Глубина протектора, мм    9,5       
Страна изготовления    Беларусь       
Минимальная цена    650.000

Отечественная "Белшина" со "скандинавским" рисунком протектора относительно неплохо выступила в зимних дисциплинах. Длиннейший тормозной путь на льду шины компенсировали уверенным сцеплением со снегом. Модель «Бел-317» пожалуй подойдёт для загородных дорог с укатанным снегом. А вот на асфальте – полный провал. Очень длинный тормозной путь что на мокром, что на сухом асфальте. Из "минусов" –  наибольшее сопротивление качению. Из явных "плюсов" - наибольшая глубина протектора. Цена покрышек на уровне соперников, занявших места повыше…

*только резина на протекторе   

Итоговая таблица

(нажмите, чтобы открыть в оригинальном размере)

Послесловие

Скажем сразу: в этом году мы искренне надеялись, что столь долгожданная и так разрекламированная «Белшиной» новая зимняя покрышка линейки Artmotion Snow наконец-то сможет продемонстрировать достойные результаты в тестах. И не ошиблись – в большинстве зимних дисциплин она вела себя вполне достойно: первое место в торможении на снегу, на ледяном круге попадание в тройку лидеров по средней скорости прохождения круга и при оценке управляемости на льду. А на снежной трассе и при оценке скорости аквапланирования на снежной шуге отечественная резина Artmotion Snow показала четвертый результат. В общем, если бы не провал в торможении на льду, итоговый результат зимних испытаний для «Белшины» был бы очень неплохим. Но, ведь регламентом тестов предусмотрен еще и осенний цикл испытаний…

А в осеннем цикле испытаний «Белшина» умудрилась стать худшей еще в двух дисциплинах – в торможении на мокром асфальте и в сопротивлении качению. Правда, справедливости ради, надо сказать, что осенью отличилась не только «Белшина» – тот же Cordiant с треском провалил аквапланирование на снежной шуге и, кроме того, стал худшим по управляемости на мокрой трассе и в торможении на сухом асфальте!

Однако, после того как результаты испытаний были переведены в баллы, выяснилось, что меньше всего их набрала именно «Белшина». Впрочем, это не значит, что белорусская покрышка Artmotion Snow глобально хуже остальных шин, участвовавших в тесте, – судя по итоговой таблице, разрыв с соперниками, занявшими III и IV места, невелик…

Впрочем, надеемся, что это не «подсластит горькую пилюлю» белорусским шинникам, но даст им повод для размышлений и дальнейшего совершенствования своей продукции. А, следовательно, новые представители зимней линейки Artmotion Snow, которые (мы верим) примут участие в грядущих тестах, покажут себя гораздо лучше на фоне конкурентов!

Что касается летней шины, то во всех зимних дисциплинах она проиграла «в сухую», на деле подтвердив прописную истину, что таким покрышкам место лишь на чистом и тёплом асфальте. А экономия на зимней резине означает экономию на своей и чужой безопасности…

Автор: Егор Алесин

Фото: Павел Мурашко, Павел Козловский и Евгений Дударев