Тест летних шин 215/55 R16 - какие летние шины выбрать в новом сезоне 2015 года

27.03.2015

Domkrat.by начинает публикацию независимых шинных тестов, которые проводит группа белорусских автомобильных журналистов. Павел Мурашко отправился с коллегами во Францию на полигон компании Michelin, чтобы сравнить в очном поединке десять комплектов летних шин. Мы выбрали популярный в сегменте седанов D-класса размер 215/55 R16. В нашу выборку попали шины как премиального класса, так и бюджетные. Не забыли мы и своих  – «Белшину». Если хотите узнать, стоит ли поддерживать отечественного производителя – читайте наш отчет об испытаниях. Мы намеренно свели в тесте шины разного уровня, потому что проводить отдельные испытания премиальных и бюджетных шин было бы слишком накладно. Важный момент: все шины, в том числе и Michelin, закупались в розничной сети, чтобы исключить вероятность того, что кто-то из производителей может «подсунуть» специально подготовленный комплект. Скандалы, интриги, расследования производителям шин ни к чему. Полный список участвовавших в тесте летних шин (на титульном фото слева направо): «Белшина Бел-203», Maxxis Victra Z4S, Dunlop SportBlueResponse, Premiorri Solazo, Continental ContiPremiumContact 5, Michelin Primacy 3, Goodyear Efficient Grip Performance, Yokohama C.drive2, Fulda Sport Control, Nokian Hakka Green. Итак, какие же летние шины можно порекомендовать в сезоне 2015 года? Далее все подробности.

Признаться честно, нам уже давно хотелось сравнить новую продукцию «Белшины» с иностранными производителями. Уж больно многообещающе выглядит шина, несмотря на банальное номенклатурное название – «Бел-203». Спортивный рисунок протектора привлекает, хотя по современным шинным меркам уже устарел. Диагональные канавки протектора в виде «елочки» уже мало кто использует из современных производителей. Нечто похожее можно заметить на китайских шинах Maxxis Victra Z4S и украинских Premiorri Solazo. Современный тренд – это четкие «плечи» и четыре глубокие канавки в центральной части, что нам и продемонстрировали шины известных производителей. Еще один немаловажный момент.

Все шины закупались в розничной сети, поэтому вероятность того, что кто-то из производителей может «подсунуть» специально подготовленный комплект, сведена к нулю. Это чтобы ни у кого не возникло оснований не доверять объективности испытаний. Все комплекты шин прошли несколько тестов, а результаты были зафиксированы высокоточной профессиональной аппаратурой.

Комфорт и шумность

Тесты шин принято начинать с самых щадящих для них испытаний. Первыми в нашей программе стали тесты на комфорт и шумность.

Сначала измерили внешний шум, производимый автомобилем при качении на скорости 80 км/ч. При этом автомобиль прокатывается мимо микрофона с заглушенным двигателем. Приведенные в нашем тесте результаты отражают реальный производимый внешний шум. Для сравнения, на этикетку для шин, продаваемых в Европе, попадает немного заниженный результат: -1 дБ (А) и без значений после запятой. То есть, будь у «Белшины Бел-203» такая этикетка, на ней бы в разделе о производимом шуме значилась цифра 68 dB (A). Между прочим, не самая громкая шина.

Во втором тесте мы оценивали шум от качения покрышек внутри салона и плавность хода на разнокалиберных неровностях, на скорости 60 и 90 км/ч. Три испытателя проезжают по специальной трассе с тарированными неровностями, ямками и стыками, а потом делятся субъективными впечатлениями. Ни одна из тестовых покрышек не поразила сбалансированным комфортом и невысоким шумом. Самый заметный шум вызывают поперечные трещинки и стыки. Оценки выставлялись по 10-балльной шкале. Оценки выше шести баллов можно считать хорошим показателем: шум таких шин в целом не обращает на себя внимания, а плавность хода находится в комфортных пределах.

Continental ContiPremiumContact 5

Оценка: 8

Мягкая и тихая, нет ощущения зернистости асфальта. Вертикальные толчки на стыках. Не громче шума мотора.

Хорошая плавность, но шлепки по стыкам громче и резче, вплоть до резонирования крышки багажника автомобиля.
Невысокий шум качения.

Dunlop SportBlueResponse

Оценка: 8

Шум громче, резонанс выше. Неприятные толчки на стыках. Не громче шума мотора.

Звонкие шлепки на стыках асфальта, но без толчков. Невысокий шум качения.

Goodyear Efficient Grip Performance

Оценка: 8

Едва заметный зуд на зернистом асфальте, мягкий шорох качения. Умеренная жесткость на стыках, глухие шлепки.

Шум невысокий, но обращающий на себя внимание. Резонансные звонкие шлепки, но без жестких ударов.

Michelin Primacy 3

Оценка: 7

Минимальный сбалансированный шум качения, ощущается зернистость асфальта. Жесткие, но тихие толчки на стыках.

Легкий шум качения, не громче шума мотора. Звонкие удары на стыках, порой вызывающие вибрацию по салону.

Fulda Sport Control

Оценка: 6

Ровный тихий шум. Жесткие громкие удары и подбросы на неровностях.

Легкий фоновый шум на гладком асфальте. Ударов и толчков нет, протяжный и звонкий звук шлепков по неровностям.

Nokian Hakka Green

Оценка: 6

Мягкий сбалансированный шум качения. Не громче шума мотора. Мягкие шлепки на стыках, но на более крупных неровностях – громкие удары.

Минимальный шум на гладком асфальте, слышимый на зернистом. Удары на неровностях исчезли, превратились в громкие толчки.

Yokohama C.drive2

Оценка: 5

Хорошо слышный шум качения. Все неровности вызывают ощутимые толчки.

Зуд и легкий свист на ровном асфальте. Звонкие шлепки по стыкам.

Maxxis Victra Z4S

Оценка: 5

Легкий зуд, невысокий уровень шума. Глухие удары на стыках, сопровождающиеся тряской.

Высокий тон шума и легкий зуд. Средний уровень вибраций, звонкие шлепки на стыках.

Белшина Бел-203

Оценка: 4

Невысокий шум, глухой и едва заметный зуд. Негромкие удары на стыках.

Шины «запели». Фоновый «вой» появился уже на 80 км/ч. Неприятных толчков нет, глухие шлепки на неровностях.

Premiorri Solazo

Оценка: 4

Ощутимый зуд качения и высокий шум. Жесткие удары на стыках, отдающие в кузов.

Подвывание на гладком асфальте, на шероховатом – грубый шум. Громкие удары с эхом.

Мокрый асфальт: торможение

Следующий этап - испытания на мокром асфальте (на нем шины подвержены минимальному износу). Самый важный из «мокрых» тестов – тест на торможение. Аппаратура настроена на измерение тормозного пути с 80 км/ч до 5 км/ч. Испытатель проводил 10-12 торможений, затем высчитывался средний результат. Превосходными оказались шины Goodyear, с которыми тестовый Passat тормозил почти как посуху. Безопасный тормозной путь обеспечили шины Continental, Dunlop и Michelin. Бюджетные шины останавливают машину заметно дальше. Неожиданно огорчили шины Nokian Hakka Green, с которыми Passat останавливался на 10 метров позже по сравнению с лучшим результатом. А «Белшина» попросту разочаровала: с длиной тормозного пути в 55 метров машина с трудом оставалась в пределах орошаемого водой участка асфальта. Можно лишь предполагать, через сколько метров они остановят машину со скорости 100 или 120 км/ч, которые разрешены на многих трассах Беларуси.

Мокрый асфальт: управляемость

В этом испытании пилот проезжает трассу управляемости с максимально возможной скоростью. Критериями оценки служат время прохождения трассы и субъективные оценки пилота. Группа лидеров в тесте на мокрую управляемость в целом не изменилась, но для нас стало полной неожиданностью второе место китайских покрышек Maxxis Victra Z4S, которые показали хорошее время.

Субъективные оценки управляемости на мокрой трассе

Goodyear Efficient Grip Performance

Оценка: 10 Отличные шины! Идеальный баланс – на входе в поворот легкий снос четырех колес, под сброс газа – плавный занос. Шины отлично держат и в пологих дугах, и в крутых петлях. Очень приятно ехать в любом темпе.

Maxxis Victra Z4S

Оценка: 9 Нейтральная и очень надежная управляемость. Нет ярко выраженных ни сносов, ни заносов, скользит в повороте всеми четырьмя колесами, а под сброс газа уходит в плавный занос, который очень легко контролировать и корректировать.

Continental ContiPremiumContact 5

Оценка: 8 Надежное сцепление, нейтральная поворачиваемость. Хорошо сопротивляется сносу. Занос плавный и неглубокий, легко стабилизируется.

Dunlop SportBlueResponse

Оценка: 8 Едет очень безопасно и довольно быстро. Заносы практически не развиваются, в поворотах - понятный и предсказуемый снос четырех колес. При «перекруте» руля начинают вибрировать передние колеса, информируя об ошибке. На сброс газа в повороте отвечает плавным заносом, который предсказуем и легко корректируется.

Michelin Primacy 3

Оценка: 7 Нейтральная управляемость, снос незначителен, под сброс газа возникает мягкий занос. Если перекрутить руль в повороте – на кузов приходит заметная дрожь. На входе немного упирается. Рулевое управление сохраняет информативность, реакции точные и быстрые.

Fulda Sport Control

Оценка: 7 Поворачиваемость нейтральная, снос едва заметен. При сносе предупреждает легкой вибрацией передних колес. Коррекция легкая и быстрая, рулевое управление в меру информативное.

Yokohama C.drive2

Оценка: 6 На этих шинах автомобиль демонстрирует явно выраженную избыточную поворачиваемость. Заносы хоть и плавные, но глубокие. ESP все время работает, без нее было бы сложно удержать автомобиль. Гасить заносы нужно быстро, иначе даже ESP может не помочь. Но рулевое управление информативное.

Premiorri Solazo

Оценка: 6 Автомобиль на этих шинах показывает не самую интересную управляемость. В поворотах снос переходит в занос. ESP работает много и усердно. Рулевое управление слегка размазанное, не хватает информативности.

Nokian Hakka Green

Оценка: 4 Тормозить перед поворотом нужно заранее. Автомобиль демонстрирует сильный снос и такой же занос. В сносе упирается и дрожит передними колесами. Стабилизируется довольно резко. Общее впечатление – неприятно управлять.

"Белшина" Бел-203

Оценка: 3 Очень скользкая шина. В поперечном направлении держит очень слабо. Долгий снос сменяется заносом, благо хоть плавным. Если перекрутить руль, то просто безвольно выплывает наружу, никак не предупреждая. Скользит долго, и погасить снос сложно.

Оценка управляемости на мокрой трассе была дополнена тестом поперечного сцепления: автомобиль двигался по кругу с максимально возможной для устойчивого движения скоростью, прибор фиксировал время каждого круга. В этом тесте лучше всего себя проявили шины премиального уровня.

Тест на устойчивость к продольному аквапланированию, показал, что рисунок по типу «стрелки» или «елочки» плохо справляется с отводом воды. Эффективнее всего эту задачу решают шины с четырьмя продольными канавками, в частности покрышки Fulda.

Тест на устойчивость к поперечному аквапланированию проводился по сложной методике, позволяющей исключить фактор пилотирования: крохотную разницу в скоростях и траекториях. Но в итоге результаты оформляются не цифрами, отражающими скорость начала «всплытия», а рейтингом. Но в среднем, испытанные нами шины начинали терять сцепление в повороте на скоростях 63-70 км/ч. И снова лучший результат, причем с отрывом, – у шин Fulda. Nokian, провалившие «мокрую управлямость», здесь оказались на втором месте.

Сухой асфальт

Испытания на сухом асфальте начинаются с комплекса торможений. Этот тест мы проводили со скорости 100 км/ч. Принцип все тот же: серия из 10-12 торможений и подсчет среднего результата. На асфальте со скорости 100 км/ч лучше всех останавливали VW Passat шины Michelin Primacy 3 и Dunlop SportBlueResponse. Безопасный тормозной путь – менее 40 метров – достигался на премиальных покрышках. «Белшине Бел-203» совсем немного не хватило до этой заветной цифры. Засчитаем это как хороший результат. Хотя бы на сухом асфальте отечественные покрышки обеспечивают более или менее безопасный тормозной путь. Nokian Hakka Green неожиданно оказались в конце списка. Сказывается бюджетная направленность шины.

Трасса для оценки сухой управляемости представляет собой небольшой гоночный трек: широкая, с парой прямиков и десятком поворотов разнообразной крутизны, в самом быстром из которых тестовый VW Passat разгонялся до 170 км/ч.

Лучшее время круга и управляемость продемонстрировали шины Michelin Primacy 3, также впечатлили Dunlop SportBlueResponse и, вновь неожиданно, Maxxis Victra Z4S. Комплект «Белшина» Бел-203 хоть и обставил пару конкурентов, но безопасностью не отличился, а запомнился более всего громким воем. Этот неприятный эффект мы отметили еще в ходе испытаний на комфорт. Шины Yokohama C.drive2 продемонстрировали то же небезопасное поведение, что и на трассе мокрой управляемости:  в скоростных поворотах с «газом в пол» передняя ось держалась на траектории, а задняя уходила в занос. Неприятный «сюрприз» для неподготовленного водителя и автомобиля без ESP.

Надежность управления автомобилем на сухом асфальте

Michelin Primacy 3

Оценка: 10    Очень четкий контроль над автомобилем, мощный зацеп, ESP срабатывает просто от боковых перегрузок.

Dunlop SportBlueResponse

Оценка: 9    Очень хороший зацеп за асфальт, мощное торможение.

Goodyear Efficient Grip Performance

Оценка: 8    Выраженная склонность к заносу, которую устраняет ESP. Мощное торможение.

Maxxis Victra Z4S

Оценка: 8    Довольно нейтральное и безопасное поведение.

Continental ContiPremiumContact 5

Оценка: 7    Снос передней оси не позволяет показывать стабильные результаты.

Nokian Hakka Green

Оценка: 6    Сильные сносы передней оси.

Fulda Sport Control

Оценка: 6    Сильные ранние сносы передней оси.

Yokohama C.drive2

Оценка: 5    Задняя ось теряет сцепление в поворотах под полным газом: занос возникает из ниоткуда.

Premiorri Solazo

Оценка: 4    Очень сильные и глубокие сносы, слабое торможение.

«Белшина» Бел-203

Оценка: 4    Очень сильные и глубокие сносы, слабое торможение.

Сопротивление качению

Этот тест проводился на специальном стенде: на шины оказывалась одинаковая нагрузка в 573 килограмм, внутреннее давление составляло 2,5 бара. Эта методика более приближена к реальным условиям эксплуатации шин. В испытании использовались запасные колеса из каждого комплекта (в дорожных тестах они не участвовали).

Тесты управляемости на сухом асфальте зачастую оказываются губительными для шин. Именно поэтому их делают последними. В ходе скоростного прохождения трассы протектор может прийти в полную негодность. Так случилось с шинами Continental ContiPremiumContact 5.

Протектор шин передней оси после заезда в буквальном смысле начал отслаиваться, обнажая корд. Это произошло всего после трех кругов на трассе. Поэтому для активной езды, вроде участия в соревнованиях по скоростному маневрированию, эти шины не рекомендуем. Все остальные нормально пережили тест и сохранили пригодность к дальнейшей эксплуатации.

Итоговая таблица (оригинальный размер - по клику)

тест летних шин R16

1 место: Goodyear Efficient Grip Performance

  Итоговая оценка    963,4
  Индекс нагрузки    93V
  Коэффициент износостойкости*    340
  Глубина протектора    8 мм
  Глубина протектора после теста    7,25 мм (-10%)
  Твердость резины по Шору**    73
  Страна изготовления    Германия
  Минимальная цена, бел. руб.    1.410.000

  + лучший уровень сцепления на мокром асфальте
  + высокий уровень сцепления на сухом асфальте
  + минимальное сопротивление качению
  + безопасная управляемость
  + хорошая плавность хода
  + невысокий шум

 

 

 

 

 

 

2 место:  Dunlop SportBlueResponse

  Итоговая оценка    954,9
  Индекс нагрузки    97H
  Коэффициент износостойкости*    340
  Глубина протектора    7,8 мм
  Глубина протектора после теста    7 мм (-11%)
  Твердость резины по Шору**    67
  Страна изготовления    Германия
  Минимальная цена, бел. руб.    1.200.000

  + хороший уровень сцепления на мокром асфальте
  + хороший уровень сцепления на сухом асфальте
  + безопасная управляемость
  + хорошая плавность хода
  + невысокий шум

 

 

 

 

 

 

3 место (разделили две модели шин)

Continental ContiPremiumContact 5

  Итоговая оценка     948,4
  Индекс нагрузки     93H
  Коэффициент износостойкости*     280
  Глубина протектора    8 мм
  Глубина протектора после теста   7,4 (-8%)
  Твердость резины по Шору**     64
  Страна изготовления     Чехия
  Минимальная цена, бел. руб.   1.460.000

  + хороший уровень сцепления на сухом асфальте
  + хороший уровень сцепления на мокром асфальте
  + безопасная управляемость
  + хорошая плавность хода

  - износостойкость при активной езде

 

 

 

 

 

 

Michelin Primacy 3

  Итоговая оценка    948,4
  Индекс нагрузки    97V 
  Коэффициент износостойкости*    240
  Глубина протектора    6,9 мм   
  Глубина протектора после теста    6,5 (-6%) 
  Твердость резины по Шору**    72
  Страна изготовления    Германия 
  Минимальная цена, бел. руб.    1.420.000

  + лучший уровень сцепления на сухом асфальте
  + хороший уровень сцепления на мокром асфальте
  + безопасная управляемость

  - невысокая плавность хода

 

 

 

 

 

 

 

4 место: Fulda Sport Control

  Итоговая оценка    934,3
  Индекс нагрузки    93W
  Коэффициент износостойкости*    280
  Глубина протектора    8,6 мм
  Глубина протектора после теста    7,6 мм (-12%)
  Твердость резины по Шору**    71
  Страна изготовления    Словения
  Минимальная цена, бел. руб.***    1.330.000

  + лучшая устойчивость к аквапланированию
  + тормозной путь на сухом асфальте
  + средняя безопасность управления

  - повышенный шум
  - невысокая плавность хода

 

 

 

 

 

 

5 место:    Maxxis Victra Z4S

  Итоговая оценка    878,7
  Индекс нагрузки    97V
  Коэффициент износостойкости*    420
  Глубина протектора    7,6 мм
  Глубина протектора после теста    7,4 мм (-3%)
  Твердость резины по Шору**    65
  Страна изготовления    Китай
  Минимальная цена, бел. руб.***    1.070.000

  + хорошая безопасность управления
  + средний тормозной путь на сухом асфальте

  - тормозной путь на мокром асфальте
  - повышенный шум
  - невысокая плавность хода
  - высокое сопротивление качению

 

 

 

 

 

6 место:    Yokohama C.drive2

  Итоговая оценка    874,6
  Индекс нагрузки    97W XL
  Коэффициент износостойкости*    -
  Глубина протектора    8 мм
  Глубина протектора после теста    7,5 мм (-7%)
  Твердость резины по Шору**    62
  Страна изготовления    Филлипины
  Минимальная цена, бел. руб.***    1.150.000

  + минимальный внешний шум
  + средний тормозной путь на сухом асфальте

  - тормозной путь на мокром асфальте
  - сопротивление аквапланированию
  - низкая безопасность управления
  - невысокая плавность хода
  - шум в салоне

 

 

 

 

 

7 место:   Nokian Hakka Green

  Итоговая оценка    873,1
  Индекс нагрузки    97H XL
  Коэффициент износостойкости*    400
  Глубина протектора    7,5 мм
  Глубина протектора после теста    7,2 мм (-4%)
  Твердость резины по Шору**    64
  Страна изготовления    Финляндия
  Минимальная цена, бел. руб.***    1.160.000

  + сопротивление аквапланированию в поворотах

  - тормозной путь на сухом и мокром асфальте
  - управляемость на мокром асфальте
  - повышенный шум
  - невысокая плавность хода

 

 

 

 

 

 

8 место:   Premiorri Solazo

  Итоговая оценка    858,9
  Индекс нагрузки    93V
  Коэффициент износостойкости*    240
  Глубина протектора    7,4 мм
  Глубина протектора после теста    7 мм (-5%)
  Твердость резины по Шору**    71
  Страна изготовления    Украина
  Минимальная цена, бел. руб.***    900.000

  - небезопасное управление на сухом и мокром асфальте
  - минимальное сопротивление аквапланированию
  - небезопасный тормозной путь
  - низкая плавность хода
  - повышенный шум
  - высокое сопротивление качению

 

 

 

 

 

 

9 место:   «Белшина» Бел-203

  Итоговая оценка    821,7
  Индекс нагрузки    93H
  Коэффициент износостойкости*    -
  Глубина протектора    7 мм
  Глубина протектора после теста    6,7 мм (-4%)
  Твердость резины по Шору**    71
  Страна изготовления    Беларусь
  Минимальная цена, бел. руб.***    535.000

   + минимальная цена

  - очень длинный тормозной путь на мокром асфальте
  - небезопасное управление на сухом и мокром асфальте
  - низкое сопротивление аквапланированию
  - низкая плавность хода
  - повышенный шум
  - высокое сопротивление качению

 

 

 

 

 

Примечания:

*отмечен на боковине (Treadwear)
**только резина на протекторе
***в рознице на 12.03.2015