Ресурсный тест зимних шин Nokian WR D4 – почти 20 тыс км на финской «еврозиме»

Автор: Егор Алесин Фото: автора
11.11.2018

Как правильно выбрать зимние шины? Во-первых, определите, в каких условиях вы чаще всего передвигаетесь зимой на автомобиле: по городу, на трассе, по нечищеным проселкам? Во-вторых, используйте все доступные источники информации: в Сети можно найти целое множество тестов, которые ежегодно проводят авторитетные автомобильные СМИ и автоклубы (Domkrat.by уже несколько лет публикует обзоры шин, которые можно найти по ссылке). Однако эти тесты не отвечают на еще один важный вопрос: «Сколько лет прослужит шина?» Узнать это можно только в ходе долговременных ресурсных тестов – при эксплуатации шин на обычных дорогах общего пользования. Представляем вашему вниманию тест зимней шины Nokian WR D4, которая проехала 20 тысяч километров по дорогам Беларуси.

В начале сезона 2015 года финская компания Nokian Tyres анонсировала выход своей новой зимней шины фрикционного типа. Nokian WR D4 позиционировалась как покрышка, созданная для мягких зимних условий эксплуатации, характерных для ряда центрально-европейских стран (говоря привычным для нас языком – для «еврозимы»). В отличие от предшественников и конкурентов, покрышка WR D4 стала первой в мире зимней шиной для легковых автомобилей, получившей маркировку «А» по классификации Евросоюза за уровень сцепления на мокром асфальте.

В январе 2015 года команде белорусских автомобильных журналистов удалось заполучить новинку сезона для теста и провести сравнительные испытания шины Nokian WR D4 вместе с 6 другими покрышками размера 205/55 R16. В том же году компания Nokian Tyres предоставила нам эту модель на длительный тест.

Цифры и факты

Итак, расклад сил в начале нашего длительного теста был следующим: 4 шины Nokian WR D4 очень востребованной у нас размерности 205/55 R16 и, не менее популярный в наших краях автомобиль, – подержанный турбодизельный Audi A6 (4B) Avant Quattro.

Присланные для ресурсных испытаний покрышки были произведены на втором заводе компании, расположенном в городе Всеволожск под Санкт-Петербургом. В отличие от них, шины, протестированные в 2015 году на заполярном полигоне в Лапландии, были изготовлены на первом заводе компании Nokian Tyres, находящемся, естественно, в финском городке Nokia. Что интересно, на момент наших тестов в 2015 году, покрышки WR D4 были фактически «полусекретными», а потому даже не имели обозначения модели на торговом стикере, наклеенном на протектор шины.

Как известно, «нокиановский» фирменный индикатор износа DSI (Driving Safety Indicator), расположенный на центральном ребре покрышки, показывает остаточную глубину канавки протектора в миллиметрах. Судя по его отметкам, высота протектора новой шины WR D4 должна быть не менее 8 мм. Измерения внесли точность – реальная величина протектора составляет 8,5 мм.

Тестируемые шины были установлены на автомобиль 24 ноября 2015 года взамен летних покрышек Nokian Hakka Black, отправленных на зимнее хранение. Итак, поехали!

Сезонный пробег зимних шин к моменту их замены на летние покрышки 17 апреля 2016 года равнялся 6.540 км. При таком километраже остаточная глубина протектора составила чуть более 7 мм.

Чтобы как-то оценивать износостойкость шин, было принято решение контролировать т.н. «расход резины» – в данном случае он равнялся 1 мм на 6.540 км пути.

В следующий раз тестируемые зимние покрышки были установлены на автомобиль уже только 22 октября 2016 года. Пробег шин за второй год эксплуатации составил 8.755 км. А суммарно за 2 года эксплуатации покрышки Nokian WR D4 «пробежали» 15.295 км.

Свой третий рабочий сезон шины начали 20 октября 2017 года. Их пробег к моменту замены на летнюю резину 21 апреля 2018 года составил 4.220 км.

По состоянию на дату проверки 21.04.2018 г. остаточная величина протектора на всех четырёх колесах равнялась 5,5 мм.

Суммарный пробег шин Nokian WR D4 за три года эксплуатации составил около 19.500 км  за это время высота протектора уменьшилась на 3 мм (с исходных 8,5 мм). Итоговый «расход резины» оказался практически равен рассчитанному ранее – 1 мм на каждые 6.505 км пути.

Согласно действующим ПДД, «зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии… во время эксплуатации на указанном покрытии должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм». Поэтому, 10 октября этого года покрышки Nokian WR D4 начали свой «крайний» зимний сезон. По опыту предыдущих лет ожидаемый ресурс эксплуатации должен составить не менее 6.000 км…

Впечатления и ощущения

За 3 года службы тестируемые покрышки оставили о себе только позитивные впечатления. После «переобувки» автомобиля с жёсткой низкопрофильной летней резины 235/45 R17 на шины Nokian WR D4, уже после первого месяца эксплуатации появилось субъективное ощущение, что ход Audi A6 стал значительно плавнее. В целом, машина стала ощутимо мягче, более «упруго», без неприятных стуков и ударов проходить асфальтовые латки, поперечные стыки и трещины покрытия

Акустический комфорт в салоне остался практически без изменений. Субъективно, характерный для зимних покрышек шум качения, наличие которого обусловлено особенностями протектора зимней резины, у шин Nokian WR D4 находится на очень невысоком уровне.

Несмотря на то, что протектор зимних шин в силу состава резиновой смеси мягче, управляемость автомобиля на покрышках WR D4 фактически не изменилась. Реакции на руль остались достаточно острыми, а обратное усилие на руле – вполне чётким. При этом безопасная скорость прохождения крутых поворотов и кольцевых развязок скорее регламентировалась необходимостью обеспечения комфорта и спокойствия соседей по трафику, нежели риском потери управляемости автомобиля.

Что касается резиновой смеси – в те редкие дни, когда температура на улице опускалась ниже -20°С, протектор тестовых шин не «дубел» и оставался мягким наощупь.

Во время экстремальных заездов, проведенных вместе с Центром контраварийной подготовки voditel.by на полигоне в Липках, покрышки Nokian WR D4 были на высоте. Их поведение в скоростных виражах на льду было понятным и прогнозируемым – с критическим ростом скорости развивался плавный снос колёс, и, вполне предсказуемо, скольжение автомобиля наружу поворота. А чтобы вызвать занос, приходилось его провоцировать избыточным рулением и изменением тяги двигателя.

Естественно, что и в «гражданском режиме» ездить на шинах Nokian WR D4 комфортно и безопасно. Оправдывая индекс «А» в графе «grip level», они очень цепко держатся за сухой, мокрый и грязный асфальт.

Не «пасовали» покрышки WR D4 и перед глубоким снежным покровом в редкие у нас недели настоящей снежной зимы. Несмотря на «европейское» предназначение протектора, они отлично «гребли» по глубокому снегу, что в сочетании с полным приводом позволяло без проблем забираться в нечищеные дворы и форсировать снежную целину просёлочных дорог.

На гололёде, будучи резиной фрикционного типа, шины WR D4, конечно же, уступают шипованным покрышкам. Но, если не перебарщивать со скоростью, то поездки на шинах Nokian WR D4 в гололедицу вполне безопасны – склонности к заносу на льду у них нет.

Кстати, о скорости – понятно, что обеспечение высокоскоростных «полётов» по заснеженным трассам не является важнейшей задачей зимних шин. Скоростное пилотирование автомобиля на скользком зимнем покрытии – скорее удел профессиональных гонщиков. Поэтому, индекс скорости «Н» шин WR D4 хоть и позволяет двигаться с максимальной скоростью в 210 км/ч, но больше говорит о возможностях этой зимней резины, нежели призывает так быстро «летать» по автомагистралям. Впрочем, двигаясь даже с максимально разрешёнными на наших дорогах 120 км/ч, удалось убедиться в отличном уровне сцепления покрышки с дорогой, а также в хорошей курсовой устойчивости автомобиля в таком режиме движения.

При этом тестовые шины демонстрировали неплохой для зимней резины акустический комфорт – шумит резина WR D4 на скорости 120 км/ч вполне переносимо.

Если говорить о недостатках покрышки, то к «минусам» можно отнести недостаточную высоту защитной отбортовки, предохраняющей колёсный диск от повреждения (т.н. «rim protector»). Судя по нашему опыту «общения» с покрышками Nokian Tyres, небольшая величина или же фактически отсутствие «rim protector» является конструктивной особенностью многих шин Nokian. А это, учитывая реалии отечественных дорожных условий и стоимость восстановления легкосплавного колёсного диска в случае его повреждения, – не есть хорошо.

Кстати, о повреждениях… Долговременный ресурсный тест шин, естественно, не подразумевает под собой проведение разрушительных для них испытаний. Ну и, конечно же, никто не планировал проведение полигонного «бордюрного теста», суть которого заключается в том, что автомобиль наезжает передним правым колесом на бордюрную плиту высотой 8 см, установленную по отношению к нему под углом 45°. При этом скорость наезда на препятствие увеличивается, начиная с 60 км/ч и до тех пор, пока шина не получит критическое повреждение (нарушение её целостности).

Однако, «его величество случай» в паре с безалаберностью отечественных дорожников стали причиной незапланированного шок-теста испытуемой шины в начале в начале второго сезона эксплуатации. Поздний вечер 18 декабря 2016 года «ознаменовался» наездом на занесенный снегом элемент бордюрной ленты, «заботливо оставленный» дорожными рабочими в крайней правой полосе одной из окраинных улиц Минска. Удар произошёл на скорости порядка 30 км/ч и как раз пришёлся на переднее правое колесо.

Результатом этого незапланированного «бордюрного теста» стали локальная деформация лёгкосплавного колёсного диска и повреждение его полимерного покрытия. Но, хуже всего, что при ударе досталось и самой шине (см. фото).

Впрочем, несмотря на вроде бы глубокое повреждение резинового слоя, каркас (корд) боковины покрышки не пострадал, что дало возможность отремонтировать шину с применением обычного резинового клея и продолжить её дальнейшую эксплуатацию.